1

Тема: Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Дональд Томас Кэмпбелл разделил поведение человека в конфликте на две категории: напористость и кооперация. На основе этого было выделено пять стратегий поведения человека в конфликтной ситуации.

1. Акула
Самый агрессивный тип поведения в конфликтной ситуации. Человек готов отстаивать свои интересы, даже не прислушиваясь к мнению других. Главная цель – добиться признания его точки зрения.
Такой тип поведения может пригодиться, если человек не дорожит своими отношениями с другим – интернет-баталия, «плохие» водители в твоём ряду и так далее. При длительных отношениях с близкими стоит выбрать другой тип поведения.

2. Плюшевый мишка
Эдакая половая тряпка. Такой человек не любит спорить, чувствует себя в конфликтах напряжённо и неуверенно, готов согласиться на любые чужие условия, лишь бы конфликт был исчерпан.
Если предмет спора не так важен, а важнее сохранить отношения – то иногда можно воспользоваться такой тактикой, пойдя на уступки. Главное – не считать такой тип поведения нормальным решением любого конфликта.

3. Черепаха
Этот тип поведения предполагает, что человек настолько не хочет выяснять отношения, что откладывает это «на потом», пытаясь избежать столкновения с оппонентом и надеясь, что ситуация решится сама собой.
Такой тип поведения, опять же, доступен, если предмет спора не так важен, и конфликт бытового уровня (например, вместо спора, какую передачу по телевизору смотреть, пойти заняться чем-то другим). Но в серьёзных ситуациях, как известно, от проблем не убежишь.

4. Лиса
Человек, пользуясь такой стратегией, идёт на хитрость. Он готов пойти на компромисс, уступить, но если и другой что-то готов уступить. «Лисы» стремятся решить конфликт мирным путём, но при условии, что другой что-то даст взамен.

5. Сова
В отличие от «Лисы», «Сова» хочет, чтобы в ситуации выиграли все, не пытаясь найти выгоду для себя. «Сова» предлагает компромиссное решение ситуации, не требуя ничего взамен от другого. Такой человек всегда прислушивается к чужому мнению, не любит конфликтовать и умеет успешно решать конфликтные ситуации.