1

Тема: Общий гайд по Вуду

Вуду - (англ. Voodoo) — традиционная африканская религия, имеющая статус государственной на территории некоторых стран, расположенных в Западной Африке. Например, вуду практикуется населением эва живущим на юге и востоке Ганы и в южной и центральной части Того, кабье, мина и фон южного и центрального Того, Бенина и (под другим наименованием) йоруба в юго-западной части Нигерии.

Вуду представляет собой конгломерат из всевозможных анимистических культов, который включает в себя традиционные верования африканской (негритянской) диаспоры. в Новом свете, как, например, гаитянская вуду (англ. Voodoo, Vodun, Vodoun, кандомбле (англ. Vodum) в Бразилии, винти в Суринаме, луизианская (новоорлеанская) вуду и сантерия на Кубе и в Доминиканской республике. Все эти направления имеют синкретическую природу, соединяя с христианством африканские традиционные религии, зародившиеся в среде народа конго на территории современных Республики Конго, Демократической республики Конго и Анголы.

В вуду существует несколько разновидностей профессиональной религиозной деятельности, которые выделяются на основании пола и специализации.

Хунган (священник) и мамбо (женщина-священник) — собственно жрецы вуду, деятельность которых ориентирована на получение предсказаний от духов во время одержимости.
Бокор (колдун) — человек, профессионально занимающийся магической деятельностью. Бокоры часто понимаются как люди, практикующие «чёрную магию» и не всегда признаются хунганами и мамбо в качестве адептов вуду.
Жрецы вуду делятся на несколько категорий в зависимости от уровня жреческого посвящения.

Унси (Hounsi) — помощник, примерно сопоставимый с католической должностью министранта.
Хунган си пвен (Houngan Si pwen) или мамбо си пвен (Mambo Si pwen).
Хунган Асогве (Houngan Asogwe) или Мамбо Асогве (Mambo Asogwe).
Вуду включает два основных типа божеств: Бондьё (Bondye) и лоа (Lwa).

Бондьё — это высшее божество религии вуду, всемогущий Бог, сопоставимый с христианским образом Бога. Тем не менее, в отличие от христианства, в вуду существует концепция, согласно которой Бондьё отстранился от всего происходящего в этом мире и не вмешивается в дела людей. Имя Бондьё происходит от французского bon Dieu, что означает «добрый Бог».
Лоа — это божества более низкого порядка, с которыми в силу отстранённости Бондьё от мирских дел и имеют дело последователи вуду. Именно с обращением к лоа связаны молитвы и ритуалы, проводимые последователями вуду.
История Вуду.Кратко.

По информации, дошедшей до нашего времени, магический культ Вуду зародился в 1750-1785 годах в одном из самых загадочных и мистических мест земного шара – острове Гаити. Сказать точно, когда появился первый шаман Вуду нельзя. Об этом приходится лишь догадываться по упоминаниям из старых книг. Одно из таких упоминаний встречается в произведении, датированным 1750 годом. Но уже из этого скудного кусочка информации становится ясно, что колонизаторы того времени действительно боялись магии Вуду и старались не сталкиваться с ее последователями.

Точного перевода слово Вуду, по-видимому, мы тоже уже никогда не узнаем. Но, скорее всего, это понятие очень близко к словосочетанию «негритянский волшебник». Основная трудность в определение истоков слова заключается в том, что разные африканские народы по-разному произносят его. Так, можно услышать слова Valdo, Vo, Vodu, Vaudois и даже совсем непохожее Waldenses.

Наибольшая заслуга в развитии культа Вуду принадлежит племенам Ливии, Анголы, Малаки и Эфиопии. Именно они расширили пантеоны Лоа в Вуду. Лоа представляет собой особую духовную энергию, способную мыслить и приходить в мир людей. Важно понимать, что магия Вуду это не безумный шаманизм, а определенная система, имеющая прочную основу. И разрушить начала религии Вуду уже не сможет никто.

Сегодня в Вуду сформировалось два направления преподавательского течения: Бокор и Бабалаво. Первое обычно называют черным священником, а второе – белым или отцом тайного познания. К сожалению, по незнанию многие люди считаю Бокора настоящим злом для всех последователей и уж тем более противников магии Вуду. Действительно, первое впечатление от него лишь негативное. Кажется, что он не совершает ничего положительного. В действительности же все не так просто. Дело в том, что и Бокор и Бабалово используют как положительную, так и негативную практику ритуалов. Конечно, это с человеческой точки зрения – на уровне духов все гораздо сложнее. Главным отличием этих двух священников является то, что Бокор более замкнут в себе, тогда как Бабалаво открыт для окружающих и чаще идет на встречу людям, просящим его о помощи.
Африканское Вуду

Вуду зародилось в африканских королевствах Фон и Конго целых 6 000 лет назад. Слово "вуду" происходит из языка фон, на котором оно означает "священный", "дух" или "божество". Другие слова, используемые в Вуду сегодня, также пришли из языков фон и Конго. Например, жрицу Вуду часто называют «мамбо» или «манбо». Это - комбинация слова из языка фон, обозначающего "мать" или "магический амулет" и слова из языка Конго, означающего "целитель".

Королевство Фон было расположено в том месте, которое является теперь южным Бенином, некоторые антропологи именуют его "колыбелью Вуду." Сегодня приблизительно 30 миллионов человек также практикует Вуду в Того, Гане, Бенине и других странах северо-западной Африки. [источник: Национальное Общественное Радио: Радио-Экспедиции]. Вуду - также является официальной религией Бенина, где целых 60 % жителей – последователи этого культа [Источник: Би-Би-Си].

Так как Вуду - прежде всего устная традиция, не имеющая письменного оформления, то имена богов, так же как и названия некоторых специфических особенностей различных ритуалов, могут изменяться в различных областях или от поколения к поколению. Однако африканское Вуду имеет несколько повсеместных характерных признаков независимо от того, где люди его практикуют. Наряду с верой в многочисленных богов и одержимости духами, они включают в себя:

- Почитание предков;

- Ритуалы или предметы, которые имеют свойство давать магическую защиту:

- Жертвоприношения в виде животных, которые используются для выражения уважения к богу, получения его благословения или выражения благодарности;

- Использование фетишей или предметов, в которых заключена сущность или сила конкретного божества;

- Ритуальные танцы, в которых часто используются искусно сшитые костюмы и маски;

- Ритуальная музыка и игра на музыкальных инструментах, особенно барабанах;

- Предсказания, получаемые при интерпретации физических явлений, например, при бросании шелухи от семян или падении камня определенного цвета с дерева

- Ассоциации от цветов, пищи, растений и других явлений с определенным лоа и использование этих явлений, чтобы отдать дань лоа.

Многие из этих признаков, особенно почитание духов предков, многобожие, и важная роль музыки и танца, являются характерными и для других африканских религий. Таким образом, Вуду во многом походит на остальные традиционные африканские верования. Многие ритуалы являются частично празднованиями, частично религиозными службами, имеющими как основной компонент ритмичную музыку, танцы и песни. Большинство ритуалов проводятся в условиях естественного пейзажа, на фоне рек, гор или деревьев. А посредством художественного оформления и освящения, некоторые обычные предметы, например, таких как горшки, бутылки или части убитых животных, становятся священными и используются в совершении ритуалов.

В различных областях Африки люди, которые хотят стать духовными лидерами в сообществе Вуду, могут поступить в религиозные центры, которые во многом походят на монастыри. В некоторых таких сообществах посвященные символически умирают, проводя три дня и три ночи в полном уединении прежде, чем их вновь возвращают во внешний мир. Потом они изучают ритуалы, цвета, пищевые продукты и предметы, связанные с тем или иным божеством, а так же учатся общаться с лоа. Духи имеют различные воплощения и различные требования к последователям, точно также как боги в древнегреческих и древнеримских мифах.

У некоторых людей Вуду ассоциируется со злом, но многие из его ритуалов, даже те, которые включают в себя жертвоприношения в виде живых животных, имеют в своих корнях уважение, мир с природой. Религиозные лидеры становятся лидерами и в обществе, обеспечивая руководство и улаживание споров. Духовные лидеры также часто осуществляют медицинское обслуживание в форме народной медицины. Священники, жрицы и другие практики обычно посвящают большую часть своей работы помощи и заботе о других людях. Проклятия, колдовство и заклинания, нацеленные на причинение вреда, попадают в категорию «бо» (Это особое отдельное течение Вуду, практикуемое намеренно на причинение зла и исповедуемое отдельными последователями). Однако большинство антропологов соглашается с тем, что все лидеры Вуду имеют некоторые практические знания «бо», полагая, что понимание принципов того, как это работает, является необходимым для борьбы со злом. Только колдуны, известные как «ботоно», в противоположность обычным священникам и жрицам Вуду, имеют дело с более вредоносными заклинаниями. В некоторых случаях, тем не менее, священники Вуду действуют и как обычные жрецы, и как «ботоно», в зависимости от ситуации.

Эта африканская форма Вуду – предшественница остальных, распространившихся на Гаити и других частях Западного полушария. Районы Африки, где Вуду особенно процветало, это области, через которые проходил наиболее оживленный людской трафик во времена работорговли. Торговля рабами принесла Вуду и в Америку.
Гаитянское Вуду

Вуду, прежде всего - это религия. На Гаити она является доминирующей. Многие из практик и описаний религии Вуду могут показаться нам суевериями, но в этом случае, вообразите, чем могут показаться верования христианства людям, которые ничего не знают об этом. Расскажите им о Троице или о Воскресении, или присутствии Иисуса в евхаристии. Любые из этих проявлений, в которые безоговорочно верят ревностные христиане, наверняка покажутся не менее суеверными тому, кто совсем незнаком с Христианством. Таким образом, нельзя не признать, что Вуду - религия Гаити, и к этому относятся очень серьезно не только неграмотные крестьяне. Многие интеллигентные и образованные члены гаитянского общества также искренне верят в Вуду, как и немецкие профессора богословия в свое Христианство.

Наиболее фундаментальные понятия гаитянского культа Вуду:

Есть только один Бог, Бондье. Он очень похож на Бога Ислама, Иудаизма и Христианства.

Есть три важных категории других духовных существ:

1. «Лоа» - это различные духи членов семьи, а так же духи главных сил вселенной - добра, зла, воспроизводства, здоровья, всех аспектов повседневной жизни. Лоа взаимодействуют с людьми на земле. Иногда они "входят" в людей во время религиозных церемоний, и посылают им сообщения, а так же влияют на то, какие события случаются с людьми, хорошие или плохие.

2. Близнецы. Любопытный и довольно таинственный набор сил, противоречащих друг другу: добро и зло, веселье и грусть и т.д. Если время от времени почитать их во время религиозных служб, то они будут помогать притягивать к вам положительные стороны жизни.

3. Мертвые. Главным образом души собственных членов семьи, которые умерли, но еще не были "воскрешены" семьей. Игнорируемый семьей мертвец - опасен, почитаемый и имеющий постоянное внимание со стороны семьи - очень полезен для нее.

Центральный и ключевой аспект Вуду - это лечение людей от болезней. Лечебные действия составляют, вероятно, 60 % всей деятельности священников Вуду. Целители лечат травами, заклинаниями (с помощью Лоа и других духов) и, в настоящее время, даже пользуются западной медициной.

Духовенство Вуду состоит в равной степени из мужчин («гунганов») и женщин («мамбо»). Их функции:

- целительство;

- совершение религиозных церемоний с целью вызвать или умиротворить духов;

- совершение обрядов инициирования новых священников;

- предсказывание будущего и толкование снов;

- составление заклинаний и создание защитных чар;

- приготовление зелий для различных нужд: (от любовных , до смертоносных).

За выполнение любой из них они могут получить плату. Но могут и не получать. Это зависит от самого священника. (Заметьте, что это подобно плате, которую мы иногда отдаем раввинам, муллам и священникам)
Креольское Вуду

В 1804 году Наполеон вторгся в Испанию, вынудив тысячи людей бежать на Кубу. В это же время примерно 10 тысяч беженцев с Кубы и Гаити прибыли в Новый Орлеан, принеся с собой свои традиции vodou, которые добавились к африканским традициям уже существующим в Новом Орлеане. Именно в это время сформировалось креольское Вуду и появились несколько известных королев Вуду и докторов Худу. Это были такие как мадам Титит, Док Ya Ya, Вайо Джон, Дон Педро, Санита Деде и Мари Салоп. Однако самая известная и влиятельная из них это Мари Лаво. Мари Лаво сделала для поддержания интереса к Вуду три важных вещи. Сначала она объединила африканских богов Вуду с католическими святыми. Например; святой Петр – это Легба, святой Михаил – это Белый Дани, святой Иоанн – Шанго. Второе, она упростила и стандартизировала ритуалы и инструменты Вуду. И третья вещь, которую она сделала – она сделала креольское Вуду законным бизнесом. Люди теперь могли купить любое число кукол Вуду и гри-гри за доступную цену. И многие из них были рады заплатить до 10 тысяч долларов за ритуал самой Мари. В дополнение ко всему этому, она воскресила культ Радужного Змея (Дамбала Ведо), известный в Новом Орлеане, как Великий Зомби.

Когда Мари Лаво исполнилось 70 лет, она удалилась на покой, передав свое дело дочери Мари Лаво II, которая продолжила традиции своей матери. Считается, что вторая Мари похоронена на кладбище святого Луи №1 в семейном склепе, рядом со своими отцом и матерью. Через некоторое время вудуисты стали применять ее ритуалы в своей практике, упростив их. Многие короли и королевы Вуду создавали и свои ритуалы. Однако общей характеристикой креольского Вуду является поклонение папе Ла Бас, папе Легба, почитание духов предков, гадание, элементы католицизма, работа с травами, куклы Вуду и мешочки гри-гри.
Две разновидности Вуду

Существуют два изначальных вида Вуду:

1. Рада - это Вуду семейных духов, а также Вуду относительно мирных и счастливых Лоа.

2. Петро, которое распространено в некоторых районах Конго. Это - черная магия Вуду, Вуду сердитых, недоброжелательных, опасных Лоа. Это течение Вуду имеет дело с опасными проявлениями магии, включая смертельные проклятия, создание зомби и проведение диких сексуальных оргий.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: по подсчетам ученых фактически 95 % обрядов Вуду, (если не больше) – это разновидности Рада. Таким образом, захватывающие рассказы о черной магии Вуду, вполне реальны, но, тем не менее, чрезвычайно редки. Петро – это не типичная разновидность Вуду, но все же она действительно существует.

Строение человека согласно религии Вуду:

Люди имеют одно тело и две души:

- pti-bon-ange (маленький добрый ангел). Эта разновидность души подобна совести в Западном понимании.

- gros-bon-ange (большой добрый ангел). Эта разновидность подобна понятию «душа» в Западных теориях о строении человека, но душа в вудуистком представлении в гораздо большей степени отделена от тела, чем в западных теориях. Например, когда человек предстает перед Божьим судом, то именно gros-bon-ange представляет его как личность и отвечает за все поступки человека.
Служение Лоа

Лоа призваны служить людям, однако у них есть свои любимцы, которые лучше других принимают и угощают их. Чтобы они проявили себя, необходим особый порядок приема. Одержимость, инициация и мистический брак являются формами особого внимания со стороны лоа. Поскольку близость с ними помогает человеку узнать свою судьбу, он может избежать опасностей.

Культ вуду допускает личное обращение к лоа, которым поклоняются у домашнего святилища, представляющего собою маленький алтарь. В умфро каждый жрец имеет точно обозначенное протоколом место для приема лоа. Там ставятся свечи, с помощью которых вызывают своего лоа, а также изображения католических святых. Чтобы воздавать почести семейным лоа или принять инициацию, адепт присоединяется к религиозному братству, являющемуся сообществом служителей одного из умфро.

Храмы вуду создавались, конечно же, в рабовладельческий период, но в недоступных для белых местностях, населенных марронами. Вот один из первых примеров так называемого лаку: в большом дворе или внутри строения, в котором жили вместе несколько семей, выбирался патриарх, одновременно служивший религиозным главой. В небольшой хижине, в которой поддерживался постоянный порядок, содержались предметы культа лоа.После объявления независимости в 1804 году бывшие рабы начали сооружать свои храмы по всей стране. Но поскольку вуду не стал официально признанным культом, его основные центры стали размещаться в деревнях, а также на окраинах столицы или других больших городов.
Книги по Вуду

Черная Африка
Боги и Демоны Африканской Диаспоры : Из книги Восточная демонология: От народных верований к литературе.- М.: "Наследие", 1998. - с.287-308.
Сантерия. Автор: Мануэль Н. Л
Афро-Карибская магия. Автор: Павел Гросс.
Руководство по Гностическому Вуду. Автор: Майкл Бертье.
Вуду в мегаполисе. Автор: Блэк
Вуду ниамбо. Автор: Иштар Ферайа.
Тайны Магии Вуду. Автор: Белов Н. В.
Магия Вуду. Обряды возвращения к жизни. Автор: Морок А., Разумовская К.
Практическое руководство по Афро-карибской магии: Мануэль Н.Л

Алтарь

- Инструменты для общения:

Вообще инструментом через который вы будете общаться с духом, может быть любым. Но некоторые духи могут выразить недовольство предметом и посоветовать нужный.

- Популярные:

Карты Таро. Они применяются в основном колдунами острова Гаити, а также (в меньшей степени) в макумбе и сантерии. Используются также «испанские игральные карты», которые произошли от Таро.Вы можете купить себе колоду карт (новички особенно любят стандартную колоду Райдера — Уэйта) и любое руководство для начинающих. Тем, кто интересуется высшими техниками прорицания и магическими связями карт, рекомендую обратиться к книге Кристофера С.Хайаттаи Л.М. Дюкетта «Путь тайного любовника: Тантра, Таро и Святой Ангел-Хранитель.

Маятник. Этот инструмент не очень распространенМагия вуду в традиции вуду. Но он до сих пор широко используется для общения с духа- ми в Африке. А поскольку маятник очень прост и удобен и легко сочетается с любым другим методом прорицания, то и использовать можно.

Оби. Четыре кусочка ореха кола. Поскольку этот орех — достаточно редкий товар, его можно заменить плоскими черным стеклом,используемом в аквариумах. Оби — один из самых фундаментальных и простых методов общения с духами.

2

Re: Общий гайд по Вуду

Лос караколес (раковины каури). самая сложная и древняя система прорицания.

- Алтарь:

Алтари вуду имеют ярко выраженную индивидуальность, они как бы отражают индивидуальность человека, который построил его. Самыми лучшими считаются так называемые кай мисте (kay myste — дом тайн). Они представляют собой небольшие домики, где стоят несколько алтарей для каждого духа лоа, которому служит владелец этого домика. Вы можете устроить себе такой кай мисте, отгородив угол своей комнаты, хотя, например, на Гаити считается, что нельзя спать (а особенно с лицом противоположного пола) там, где лежат священные предметы лоа.

Когда на Гаити последователь вуду собирается построить в доме алтарь, он обычно покупает необходимые предметы религиозного культа и просит жреца освятить алтарь, который может быть сделан на земляном полу либо на деревянном или бетонном основании.

Вариант 1:

Возьмите отрез белой материи и постирайте ее в воде с добавлением уксуса. Ткань высушите на свежем воздухе, лучше на солнце, потом постелите ее там, где будет подножие вашего алтаря, и опрыскайте ее святой водой, вашими любимыми духами или туалетной водой. Далее нужно взять четыре камня среднего размера, следует помыть и почистить их солью и положить по камню в каждый угол будущего алтаря. Теперь возьмите какой-нибудь стеклянный или хрустальный бокал, стакан или фужер и налейте в него воду. Поставьте его в центр вашего алтаря, а потом капните немного рома (или используйте любой другой крепкий алкогольный напиток). Так вы освятите и благословите воду.

Еще одна традиция вуду — это «крещение» ритуальных предметов. Крестить — значит давать им имена. И ваш бокал или стакан теперь представляет собой мощный проводник духовной энергии. Назовите его каким-нибудь красивым и образным именем, что-нибудь вроде «Бурлящая Вода Жизни» или «Приносящая Дух» и т. д.

Следующий этап — взять немного земли рядом со своим домом и положить ее вместе с несколькими крупинками соли внутрь подсвечника. Каким-нибудь маслом (можно растительным) смажьте белую свечу. Когда вы будете делать это, представляйте, что энергия проходит через ваши руки. Свечу поставьте в подсвечник, а подсвечник — перед вашим сосудом с водой. Свечу можно зажечь только во время совершения ритуала, не раньше.

Вокруг алтаря обязательно разместите атрибуты тех духов лоа, которым вы собираетесь служить. Например, на алтаре Огун должен быть мачете (или большой нож) и красный платок, на алтаре Эрзули — цветы и драгоценности (по возможности), а алтарь предков — их изображения (фотографии).

Обязательно нужно заботиться о своем алтаре. Вытирайте с него пыль, меняйте почаще воду, снимайте остатки расплавившегося воска и нагар со свечи. Ни в коем случае не создавайте там «художественный» беспорядок из амулетов, предметов культа и прочих вещей, не захламляйте его. Чем больше внимания вы уделите своему алтарю, тем легче будет проходить ваш доступ в мир духов, тем охотнее они будут вступать с вами в контакт и помогать вам.

Вариант 2:

Кладем белую материю и кладем ее под алтарь. На самом алтаре располагаем 4 свечи вместо камней. В центре ставим фигурку человека сделанную из сырой глины. Размеры фигурки могут быть любые. Она выполняет роль вместилища духа.

Ближе к себе, ставим поднос, на котором будут распологаться подношения.

Знак вызываемого духа лучше рисовать на ткани. Бумага тоже сойдет. Его кладем под фигурку во время  ритуала.
Амулеты в традиции Вуду

У каждого жреца или колдуна вуду есть свои секреты, с которыми они очень неохотно делятся. Поэтому информации на эту тему просочилось, что называется, «в мир» не очень много. Тайны изготовления гаитянских амулетов непосвященным не разглашают. Нам с вами придется ориентироваться на традиции вуду в Новом Орлеане, поскольку в этом городе чуть ли не каждый житель имеет хотя бы общее представление о вуду, а ношение и изготовление амулетов гри-гри получило очень большое распространение. Есть амулеты на удачу, для привлечения денег и любви, для защиты своего дома и поддержания здоровья, а также для множества других целей. Есть даже амулеты для прекращения сплетен, а новоорлеанские полицейские носили амулеты гри-гри для защиты.

В сантерианской традиции мешочки гри-гри называют реосквардос, то есть «защитники». В реосквардос бога грома Шанго должны входить лечебные травы, специи, коричневый сахар, чеснок, алоэ, камни и другие мелкие священные предметы, которые связывают красным бархатом и прошивают красной ниткой. На конец такого мешочка прикрепляют маленький золотой меч (символ святой Варвары, которая представляет Шанго как католического святого), и если меч ломается, то это говорит о том, что Шанго заступился за владельца амулета.

А вот несколько примеров использования гри-гри в Новом Орлеане. Среди профессиональных игроков особой популярностью пользовались амулеты из красной фланели с магнетитом или магнитом. На кусочке замши писали жидкостью, которая получалась после смешивания крови голубя и сока сосны, определенную сумму, которую человек хотел выиграть. Замшу заворачивали в красную фланель, а внутрь клали зуб акулы, и все это сшивали кошачьим волосом. Жутковато, не правда ли? И вот этот гри-гри рекомендовалось носить в левом башмаке. Если же подбросить мешочек, наполненный смесью пороха и красного перца, кому-нибудь на дорогу или на порог, то этот человек обязательно в скором времени попадал в драку.

Мэри Лаво, легендарная королева новоорлеанского вуду, изобрела один из самых сильных гри-гри, способных причинить вред. Такой мешочек делался из савана человека, умершего десять дней назад. В него клали сухую одноглазую жабу, мизинец черного человека, который покончил с собой, крылья летучей мыши, высушенную ящерицу, кошачий глаз, печень совы и сердце петуха (кошмарный состав). Этот гри-гри, положенный под подушку жертвы, непременно приводил к его смерти. Многие белые, которые плохо обращались со своими рабами, находили такие гри-гри у себя в сумке или под подушкой. Но достаточно примеров. Как вы уже поняли, гри-гри — это довольно действенный способ, с помощью которого вы можете получить желаемое. Но вряд ли у вас по соседству живет колдун вуду, который сможет сделать для вас такой мешочек, поэтому вам придется самому осваивать это непростое искусство.

Итак, что же это такое — амулет гри-гри? И как его можно сделать? При помощи гри-гри (так их называют в Луизиане) совершаются магические колдовские ритуалы вуду как для добрых целей, так и для причинения зла. Гри-гри происходит от французского слова gris — серый и представляет собой смесь черного и белого колдовства. Изначально это были, скорее всего, образы богов или куклы, но сейчас гри-гри — это небольшие кожаные мешочки или мешочки из красной фланели или замши около десяти сантиметров в длину и пяти в ширину. Чего только не кладут в эти мешочки для достижения желаемого результата! И смесь разных трав (например, лекарственных), и корни, и осколки камней, и кости, и перья, и всякие порошки, и кожу животных (обычно рептилий), и кусочки цветных тканей, и предметы, символизирующие удачу в любви или деньгах (например, монеты), и соль, и красный перец, и кладбищенскую пыль, а также гнезда крошечных птиц и сплетенный конский волос. Очень важные составляющие этих мешочков — это личные предметы человека, для которого изготавливается гри-гри. Это могут быть обрезки ногтей, волосы, кусочки ткани, пропитанные потом человека, использованные носовые платки человека.

Такой мешочек может приносить удачу или неудачу, в зависимости от назначения, и его нужно носить на нитке вокруг шеи или оставлять рядом с человеком. Кроме того, мешочки гри-гри — это одна из форм талисманной магии для себя. Правильно изготовленный и освященный мешочек защищает своего владельца от вредных воздействий и способствует формированию благоприятных ситуаций. Гри-гри даст необходимую психологическую поддержку, укрепит веру в себя, поможет добиться желаемого и освободит от излишних неприятностей.

Однако недостаточно лишь сложить необходимые компоненты в мешочек. Все это нужно делать, следуя определенному ритуалу, в зависимости от вашей цели. Гри-гри изготавливают рядом с алтарем и каждый предмет должен быть освящен четырьмя элементами: землей (соль), воздухом (ладан), водой и огнем (пламя свечи). Более подробное описание ритуалов освящения можно найти в любой книге по магии, они сходны между собой как в традициях европейской магии, так и в магии вуду. Обязательный атрибут любого ритуала — горящие на алтаре свечи разных цветов (белые или красные), они выполняют, кроме освящающей, еще и очищающую функцию.

Кроме того, очень важно, чтобы в мешочке были один, три, пять, семь, девять или тринадцать предметов, но не больше. После того как вы укомплектовали мешочек, его нужно смазать соответствующим маслом в зависимости от его предназначения: например, любовным или привлекающим маслом, маслом успеха или защитным. Колдуны вуду издавна занимаются продажей предметов для гри-гри и масел для их смазывания. Но поскольку рецепты этих масел почти неизвестны, нам с вами пока придется обойтись без них. В конце концов, это не самое главное при изготовлении гри-гри. Как вы поймете дальше, основное - это состояние духа и способность к материализации своих мыслей, а изготовление такого амулета — это всего лишь способ направить силу вашего ума в нужное русло.

Применение гри-гри основано в первую очередь на способности нашего разума к материализации мыслей. Наверное, все замечали за собой, что некоторые наши мысли каким-то непостижимым образом воплощаются в реальность. И когда вы будете делать себе мешочек, необходимо как можно сильнее сконцентрироваться на результате которого вы хотите достичь с его помощью. Важно очень точно представлять себе так называемый ментальный образ желаемого. Чего вы хотите от жизни? Денег? Любви? Счастья? Представьте себе требуемую вам сумму, как вы получаете ее, например, выигрываете в лотерею или получаете премию, и удерживайте этот образ перед собой, пока будете наполнять мешочек соответствующими компонентами для привлечения денег. Или создайте в голове образ человека, любовь которого вы хотите завоевать, постарайтесь увидеть, как он признается вам в любви, дарит цветы, звонит по телефону. И чем ярче будет образ, тем быстрее и точнее он материализуется в окружающем мире, станет вашей реальностью.

А мешочек гри-гри поможет притянуть в вашу жизнь желаемые объекты, установит своего рода связь между вашими мыслями и результатом. Все, к чему вы стремитесь, уже где-то существует, и вам необходимо только дотянуться до этого.

Ну а теперь перейдем к тому, чем же нужно наполнять мешочки гри-гри, чтобы они «заработали».

Один из важнейших компонентов гри-гри — магические травы. Если вы уже знаете «свои» травы, конечно, лучше применять именно их. Если нет, тогда можно использовать маятник для определения подходящей травы для вашей ситуации. О том, как маятник может помочь вам, вы уже знаете из главы, посвященной технике прорицания.

А вот некоторые травы, которые рекомендует применять при составлении мешочков Р. Мальбрук, автор книги «Магия. Ритуалы и заклинания», изучавший вуду и искусство изготовления гри-гри в Новом Орлеане. Здесь приведены только те травы, которые можно найти в нашей местности. Понятно, что не имеет никакого смысла указывать, например, корень мандрагоры и йохимби, листья пачули, гвинейский перец или готу кола, поскольку все равно мало кто знает, как они выглядят, да и не растут они в нашем климате.

Для привлечения денег — конский каштан, клевер, фасоль.

Для совершения магических ритуалов — тмин, спаржа, лавр, ирис, мать-и-мачеха, душистый горошек.

Для духовного развития — спаржа, семя аниса, семя сельдерея, лимон, акация, петрушка, корица, мята, тмин, шалфей, цветы календулы.

Для защиты от зла — чеснок, листья базилика, листья лавра, спаржа, виноградный сок, щитовник мужской (папоротник), семена тмина.

Для улучшения здоровья — вербена, тмин, перечная мята, хмель, листья одуванчика, кошачья мята, бессмертник, иссоп, семена тыквы.

Для привлечения любви — фиалковый корень, ванилин, фиалка, лавр, лаванда, конский каштан, спаржа, корень горечавки, ползучий пырей.

Для усиления страсти — мирт, полынь, алоэ, клевер, семена укропа, кориандр, темно-красная водоросль, сладкий базилик, ягоды можжевельника, семена фенхеля, корень вербены.

Для удачи — люцерна, листья ясеня, базилик, цветы чертополоха, ромашка, семена горчицы, пион, фасоль, ирис, корень мятлика, спаржа, семена айвы, петрушка, хина, четырех лепестковый клевер.

Для успеха — красный клевер, конский каштан, ирис, спаржа, кора вяза, душистый горошек, фасоль, листья вербены.

Если у вас совершенно нет возможности самому собрать и высушить необходимые растения, то на крайний случай в любой аптеке продается довольно много различных сборов (например, успокаивающих), в состав которых входит большое количество нужных вам трав. И их можно использовать как один из компонентов мешочка. Кроме того, настойку или экстракт из какого-то растения (эвкалипта, календулы или валерианы) тоже можно применять для приготовления гри-гри (например, пропитать мешочек или кусочек ткани от одежды). В аптеке можно найти много весьма полезных для вас вещей — корни растений и различные масла и вытяжки. Освященные при совершении определенных ритуалов, они будут служить вашим целям ничуть не хуже.

Следующий необходимый компонент гри-гри — камни. Здесь, как и в случае с травами, приведены только те камни, которые можно использовать относительно безболезненно для своего финансового состояния. Вряд ли вы сразу же захотите разоряться на бриллианты, изумруды, рубины или сапфиры (хотя они тоже часто входят в мешочки и обладают довольно сильным действием), не получив хотя бы минимального подтверждения на собственном опыте, что гри-гри действительно «работает».

Итак, Мальбрук советует использовать камни для следующих целей.

Агат — приносит мир, успех в игре, счастье и удачу.

Аметист — приносит любовь, удачу, помогает избавиться от алкоголизма, защищает от черной магии.

Берилл — приносит глубокую любовь, вселяет надежду, имеет защитные свойства.

Бирюза — приносит любовь и смелость. Защищает от грубых мыслей и действий.

Гелиотроп — помогает в дружбе, успокаивает разгневанных людей, разгоняет печаль. Защищает от дурного глаза.

Жадеит — является священным камнем, приносит удачу, защищает от болезней и злых духов. Усиливает оккультную силу человека. Считается, что он предоставляет покой и дарит человеку бессмертие.

Коралл — один из сильнейших защитных камней. Защищает от дурного глаза, вредоносных заклинаний, природных бедствий и несчастных случаев.

Лазурит — придает физическую и духовную силу. Считается, что человек, носящий этот камень, наделен сверхъестественными силами.

Лунный камень — защищает любовь и внушает большую страсть.

Сардоникс — защищает от заклинаний и колдовства. Усиливает работу разума своего владельца.

Топаз — защищает на войне, обладает способностью отгонять злых демонов, подавляет заклинания черной магии.

Циркон — привлекает женщин и удачу. Считается камнем, исполняющим желания. Защищает от катастроф и природных бедствий.

Яшма — защищает от боли и помогает обрести независимость. Приносит удачу и защиту от постороннего контролирующего внимания.

Кроме того, в новоорлеанской традиции вуду часто используются еще некоторые предметы. Естественно, каждый колдун обладает своим, что называется, ноу-хау, но есть и общеизвестные. Магнит, например, обычно используют с целью притягивания положительных сил и отталкивания негативных, поэтому в мешочек часто кладут два кусочка магнита, которые действуют в двух направлениях.

Четырехлистный клевер традиционно считается символом удачи (причем не только в вуду). Веру обычно символизируют небольшие крестики или распятия, а также изображения своего святого, а монеты в мешочке, конечно же, притягивают деньги. Очень часто в мешочек кладут кусочки окрашенной ткани (каждый цвет тоже воздействует на мир по-своему) и маленькую кроличью лапку — на удачу. И как уже упоминалось, всегда нужно класть что-то принадлежащее человеку — это поможет установить связь между гри-гри и его обладателем.

Все авторы, более или менее серьезно занимающиеся магией, отмечают, что какого-то строго раз и навсегда определенного ритуала освящения или состава гри-гри нет. Все эти вещи — сугубо индивидуальны и рассчитаны на применение ваших собственных магических сил и способностей. Вы сами должны почувствовать, что положить в мешочек, и обязательно почувствуете это после нескольких опытов. А если у вас к тому времени уже получится установить связь с кем-либо из духов, то он сам подскажет и направит вашу руку.

И напоследок несколько моментов, которые стоит запомнить. Совсем не обязательно носить гри-гри постоянно, достаточно иногда прикасаться к нему. Но все, конечно, зависит от того, как скоро вы хотите получить нужный результат. Кроме того, сила действия гри-гри многократно возрастает, если он соприкасается с кожей своего владельца. Нередко возникает проблема, как поместить гри-гри максимально близко к человеку без его ведома. Для этого мешочек лучше незаметно спрятать где-нибудь в изголовье (под подушкой или матрасом), там, где он проводит много времени, например в кресле или на диване. Очень эффективным для гри-гри считается место под порогом — человек, каждый раз выходя из дому, вынужден переступать через него.

Учтите, что приготовление гри-гри — дело творческое и не терпит никакого формализма. Безусловно, должно пройти какое-то время, прежде чем гри-гри подействует. Ваши мысли и желания не могут материализоваться завтра или послезавтра, но если вы запасетесь терпением, то гри-гри может приоткрыть вам дверь к удаче и процветанию.

В традиции йоруба в частности Ифа существует множество специальных составов. В Сантерии-Лукуми их называют эбо. Хотя термин эбо подразумевает животную жертву. Итак, чтобы не запутывать тебя, давай договоримся, называть эти составы эбо, как их называют последователи Сантерии - Лукуми.

Эбо это определенные составы, содержащие в себе продукты, цветы, духи, травы и т.д. и т.п. Составы эбо многочисленны от простых до архисложнейших. Многие требуют значительных материальных затрат и времени. Некоторые составы эбо могут принести кому-либо смерть и проклятие. Существуют, также, эбо для изгнания болезней, смерти, а также для улучшения условий жизни.

При изготовлении эбо, всегда нужно уточнять какие именно приношения необходимо преподнести тому или иному Ориша. Еще одно правило истинной магии: «Определение нужного жертвоприношения дарует Силу и результат».
Веве Вуду (Сигилы,Знаки,Печати)

Веве — это ритуальные диаграммы, которые выводят пеплом, пшеничной или кукурузной мукой, кофейными зернами и тертым кирпичом вокруг центрального столба в храмах вуду (умфорах). Большинство веве выполняется пшеничной мукой, поскольку последователи культя вуду считают пшеницу идеальной пищей и духовным посредником между мирами. Кукуруза тоже считается сильной основой для веве, поскольку символизирует беременность Девы Марии, а также Венеру, оплодотворенную Марсом.
Согласно традициям вуду, веве конденсируют астральные силы, привлекая силы тех планет, с которыми связаны геометрической оккультной цепью. Считается, что эта цепь служит источником письма и языка. Веве — один из многих геометрических атрибутов лоа, духовных сил, к которым вуду взывают во время обрядов. Когда узоры рисуют на полу умфора вокруг столба, с их помощью устанавливается непосредственный контакт со связанным с ними духом, лоа, и появляется мост между физическим и астральным мирами, с помощью которого лоа может перенестись из духовного в физический мир.
Только верховный жрец (хоунган) или верховная жрица (мамбо) способны нарисовать веве; без участия этих владык они бессильны, потому что «душу» узора создает лишь сила их веры, подкрепленная знанием ритуалов. Иными словами, веве — это концентрированная сила, направленная через особый канал, т. е. лоа, символом которой является диаграмма. Когда лоа по мосту веве овладевает кем-либо из участников ритуала, эта сила как бы "заземляется", позволяя хоунгану или мамбо добиться материального воплощения своей воли через астральный путь.
Вудуисты рассматривают веве как космо-планетарные узоры, принципиально не противоречашие космическим идеологиям каббалистон и индуистов. Каждый веве — знак, отображающий какую-либо характеристику или атрибут одной из традиционных планетарных сил. В этом смысле веве можно сравнить с индуистской мандалой, которая, как и узоры вуду, воплощает астрономический синтез творения, либо с каббалистическими пентаклями или печатями планет, также символизирующими космические силы. В вуду такие силы или духи называются лоа мистерий и почитаются наравне с другими многочисленными божествами этой религии.
Таким образом, узоры веве способствуют тому, чтобы на обряд вуду и его участников снизошло влияние планет. Заряженные верховным жрецом или жрицей, веве обретают душу, после чего становятся не просто геометрическим символом той или иной лоа, но самой лоа. Душа поселяется в узоре после ритуального окропления его водой, которую последовательно посвящают с помощью зажженной свечи четырем основным направлениям. Вода и огонь символизируют лоа Эрзули — в традиции вуду отражение Солнца как космического секса.
Сила души веве неразрывно связана с жертвенной пищей, которую она получает во время ритуала, состоящей из любимой еды. Ароматов и напитков той лоа, которую призывают. Еда и питье служат материализацией космических энергий, которые затем используются лоа, чтобы проявить себя в процессе обряда.
Считается, что лоа откликаются на призыв хоунгана или мамбо в результате договора, заключенного в глубокой древности между предками жрецов Вуду и этими планетарными силами. Поскольку души предков бессмертны, они продолжают свое духовное развитие, сливаясь с планетами и ритуальными приношениями в обрядах.
С помощью веве можно призвать и материализовать лоа, и, чтобы вобрать в себя часть их сил, инициируемый должен съесть немного материала, из которого создан узор. Каждая лоа имеет несколько аспектов и по нескольку веве для каждого из них. Веве отображает тот аспект лоа, какой хоунган или мамбо желают привлечь, чтобы добиться во время обряда исполнения конкрет¬ного желания (своего или своих последователей).
Веве можно использовать как обереги в простых любовных ритуалах или сложных церемониях. Жрецы вуду утверждают, что с помощью их магических сил можно даже свергать правительство, менять судьбы и ломать самую упорную волю. Разумеется, эти силы зависят от веры хоунгана либо мамбо и умения сосредоточиваться.
Терминологический Словарь Вуду

A

Ago - Ритуальное восклицание, используемое как «Аминь».

Angajan (Engagement) - Сделка между человеком и Loa, в котором человек ищет вмешательства злой магии в обмен на свое обещание служить Loa.

Ascendan - Магический порошок.

Asogwe - Заключительный уровень посвящения Вуду.

Asson (Aso, Ason) - Священная трещотка houngan или mambo; «получить asson», значит, получить жреческое посвящение. Asson представляет собой тыкву с естественной ручкой. Внешняя сторона покрыта частицами костей змеи и коралла. Asson — символ духовной власти.

Assotor (Asoto) - Огромный специальный церемониальный барабан (используемый в Rada и Petro), вырезанный из цельного ствола дерева. Размер — 6 футов и больше. Играющие находятся на платформе. Это — священный барабан, вид идола или фетиша.

В

Bagi - Комната, содержащая алтарь, посвященный Loa.

Baka - Злой дух или сверхъестественный агент, который бродит ночью и часто принимает формы от ребенка или животного до бабочки — любую, которую бы ни пожелал.

Bapteme - Ритуал крещения, в котором все священные объекты посвящены.

Baton (Baton-Legba) - Длинный жезл или опора, используемая Legba.

Batterie (Batterie Maconnique) - В ритуале — определенная система звучания asson, хлопанья рук и стука барабанов в унисоне.

Bayou St. John - Участок естественного водного пути в Новом Орлеане, где Мэри Лаво (Marie Laveau) проводила свои захватывающие ритуалы Вуду.

Bizango - Тайное общество, известное благодаря своей практики зомбирования.

Bokor (Bocor, Boko) - Жрец, который практикует черную магию и более вовлечен в колдовство, чем в исцеление; жрец, который практикует Petro Voodoo. В гаитянском Вуду также жрец, который практикует колдовство ради платы.

Bondye - От французского Bon Dieu — Благой Бог. Один и единственный Бог (ср. Бог-отец в христианстве).

Boucan - Костер, зажигаемый во время церемонии.

Boule zen - Церемония, в которой govi, содержащий ti-bon-ange человека, сжигается, чтобы отправить душу туда, где она должна обитать.

Bula (Boula, Cata, Petit) - Самый маленький из набора трех Rada-барабанов, который ударяется сидящим барабанщиком двумя длинными тонкими палками.

C

Canzo (Kanzo) - Испытание огнем, посредством которого адепт проходит освящение; также термин относится к хору hounsi canzo, которые поют в течение ритуала.

Carrefour (Kafou) - Перекресток.

Ceremoni - Ритуал или церемония в Вуду.

Charge - Заряжение, колдовская энергия или сила, позволяющая совершать сверхъестественные поступки.

Cheval (Chwal, Chwl, Horse) - Человек, одержимый Loa.

Cochon Gris - Тайное общество, известное за свои людоедские действия; буквально «серая свинья».

Corps cadavre - Тело, плоть и кровь в противоположность компонентам души.

D

Danse-lwa - «Припадок одержимости» в ритуале Вуду.

Debatement - Период физического движения, часто очень интенсивный и сильный, который отражает борьбу между gros-bon-ange и Loa по овладению физическим телом приверженца.

Dessouneu (dessounin, desounen) - Погребальный ритуал, во время которого отделяется gros-bon-ange — «дух» человека от тела перед или после смерти.

Diable Tonnere - Могущественные Loa.

Diablesse - Духи женщин, которые умерли девственницами. Вынуждены добиваться отпущения греха смерти девственницей, живя много лет в лесу прежде, чем попадут на небеса.

Diejuste - Доброжелательный Loa.

Djab - «Дикий» дух, выполняющий поручения злых колдунов Bokor.

Djevo (djevo) - Комната внутри hounfort (внутренней части храма), где кандидаты посвящаются в религию.

Drapeaux - Церемониальные флаги, украшенные блестками и используемые в ритуалах.

Duppy - Злое начало в человеке, которое, если ему позволить покинуть мертвое тело, обладает силой делать зло.

Е

Esprit (Espri) - Душа (ti-bon-ange) умершего по прошествии одного года и одного дня после смерти.

F

Farine Guinee - Измельченная зола, с помощью которой вычерчивается Veve.

Fet Guede - Праздник Пира Предков (2 ноября).

G

Gangan - Низший колдун, неспособный достигнуть степени houngan.

Garde (gad) - Защитный ритуал, во время которого в небольшие порезы — garde, церемониально сделанные в коже человека, втираются специально подготовленные высушенные травы.

Guede Loa - Духи мертвых.

Ginen (Guinee, Ian Guinee) - Мир мертвых, находящийся под водой ниже земли; также родина африканцев в диаспоре, где обитает Loa.

Govi - Священные сосуды из глины, в которые помещается дух мертвого или Loa.

Gran Met (Olorun) - Великий Господин, верховный бог в религии западноафриканского племени Йоруба. Эта вера длительное время продолжала жить на Гаити, где Вуду было трансформировано. У этого племени были и младшие боги — Obatala, Oduduwa.

Gro-bon-ange (Ba, Gros-bon-ange, Gwo-bon-anj) - Душа, которая оживляет человеческое тело. Gro-bon-ange — индивидуальная бессмертная душа и может проходить через стадии, в конечном счете становясь Loa. Является частью космической энергии. Один из двух духовных начал индивидуума вместе с ti-bon-anj.

Guedes - Духи мертвых.

H

Hoholi - Семена Сезама, помещенные в гроб, чтобы предотвратить махинации колдунов.

Hounfo - Округ или область влияния houngan или mambo.

Hounfort (Hounfor, Hunfor, Ounfo) - Храм, закрытое внутреннее святилище или алтарное помещение, где практикуется Вуду.

Houngan (Gangan, Hungan, Oungan) - Полностью освященный жрец Вуду мужского пола.

Houngenikon (Hounguenicon, Oungenikon) - Женщина — ритуальный помощник houngan или mambo, чей уровень посвящения ниже их. Ведет пение и танцы в ритуале.

Hounsi (Hounsih, Hunsi, Ounzi) - Приверженец Вуду, принятый в hounfort.

Hounsi bossale (Bosal) - 1. Hounsi, не полностью обученный и выполняющий более мирские обязанности. 2. Группа прислуги, обычно женщины, одетые в белое.

Hounsi canzo (Ounzi kanzo) - Hounsi, который полностью обучен и прошел canzo-посвящение.

Hounsi cuisiniere - Жертвенная пища в течение ритуала.

Hounsi ventailleur - Посвященные, которые приобретают жертвенных животных.

Hountor (Huntor) - Дух барабанов Вуду; также играющий на тамбурине.

I

Ibo Loa - Боги и духи.

Ife - Исторический город в Нигерии.

К

Kay Myste - Небольшой дом, в котором помещен личный алтарь.

Kleren (Clairin) - Сырой ром, который является любимым спиртным напитком Loa смерти.

Konesans - Знание Loa и обрядов Вуду.

Ku-bha-sah - Меч, который несет La Place в ритуале; символизирует Loa металлов Ogoun.

L

La Flambeau - Буквально «факел», титул, добавленный к имени определенного Rada Loa, когда призывается наиболее мощное его проявление.

La Place (Commandant la Place, Laplas) - Начальник церемоний, который носит ритуальный меч Ku-bha-sah. Работает непосредственно под руководством houngan или mambo.

Lambi - Раковина, используемая как рожок в церемониях. Langage (Langay). Священный язык, на котором обращаются к Loa.

Laver Tete (Lave tet) - Мытье головы. Церемония посвящения, проводимая для новых serviteur. Символизирует крещение Loa в голове человека.

Les Invisibles - Относится ко всем духовным существам, включая Loa.

Li Grand Zombi - Кличка змеи Мэри Лаво, которой поклонялись на ритуалах.

Loa - 1. Духи различных аспектов вселенной (Loa сельского хозяйства; Loa смерти и т. д.). 2. Духи умерших членов семьи. Loa не настоящие боги.

Lougarou - Женщина-вампир, которую находиться в таком состоянии заклял bokor, чтобы она сосала кровь его жертв.

Loup Garou - Оборотень.

Lutin - Призрак некрещеного ребенка.

Loa-achte - Дух, приобретенный как страховка против неудачи.

Loa-met-tet - Защитный дух, получаемый во время посвящения.

М

Maison Blanche - Название дома Марии Лаво около озера Pontchartrain.

Makaya - Одно из направлений Вуду. Жрец в этом направлении носит название Bokor, а жрица — Sorciere («волшебница»).

Malfacteur - Черное колдовство.

Maman (Manman) - Самый большой из трех барабанов. Высота приблизительно 3 фута. На нем играет барабанщик маленьким деревянным молотком, держа его в руке, и просто рукой.

Mambo - Посвященная жрица, получившая asson. В новоорлеанском Вуду, женщина-королева принимала плату и была более могущественна, чем ее коллега мужского пола, доктор, который также получал плату.

Mange Ginen (Mange Morts) - Ритуал, посвященный духу умершего.

Mange Loa (Manje Lwa) - Приношение Loa, церемония, когда приносятся жертвы, включая животных.

Mange sec - Приношение, сделанное без животной жертвы.

Manje-Loa - Жертва.

Marasa (Marassa Jumeaux) - Близнецы. Невинны и капризны. Образ противостоящих сил во вселенной.

Met Tet (Mait Tete, Met Tet) - «Хозяин головы», опекун человеческого Loa.

Mojo и Juju - В новоорлеанском Вуду mojo был отрицательной, а juju — положительной формой колдовства. Это было подобно различию между черной и белой магией. Gris-Gris, означая по-французски «серый», мог быть и mojo и juju.

О

Ogan - Музыкальный инструмент, связанный со сглаженными африканскими колокольчиками.

Orisa - Младший дух в религиях, родственных Вуду, соотносимый с Loa.

P

Paquets - Маленький пакет, который служит изображением человека, чтобы защитить его от болезни и злого духа.

Peristyle (Peristil) - Открытая площадка или здание без стен, смежное с закрытым алтарным помещением hounfort, где проводятся публичные церемонии. В широком смысле — храм.

Petro (Congo) - Черная магия Вуду, так называемый «ожесточенный Loa», осуществляемая с помощью Petro Loa. Из них, как думают, некоторые Карибского происхождения, а не Африканского. Случаются в Petro и опасные вещи, включая смертельные проклятия и создание зомби. Практикующие Rada составляют приблизительно 95 %. Petro менее широко распространен. Однако в кино изображение ритуалов Petro занимает почти 100 %.

Petro Loa - Группа легко возбуждающихся духов, чьим символом является кнут.

Pierre-Loa - Гладкие камни, населенные Loa. Poteau-mitan (Poteau-Legba, Potomitan). Центр храма, посвященный Legba, вокруг которого проводится большинство церемоний; функционирует как главный проход в мир Loa. Представляет центр вселенной и доступа к миру духа.

Priere Guinea - Молитва, открывающая церемонию Вуду. Prise du Mort. Вызывание духа мертвого человека на кладбище, где человек захоронен.

Pwen - Сверхъестественная власть или колдовская защитная сила.

R

Rada Loa - Добрые Loa.

Rada - Группа обрядов, отмеченных благосклонностью Rada Loa и специфическим типом игры на барабанах и пением.

Range - Колдовской обряд, в котором объект заряжается силой Loa.

Rara - Танцевальный праздник, отмечающийся весной.

Reposoir - Круглый бассейн, находящийся около дерева, посвященного Loa.

Retire mo nan dlo - Церемония, во время которой душа умершего вызывается из Ginen и помещается в govi.

Revenant - Дух мертвого, чувствующий пренебрежение потомков и возвращающийся к ним.

S

Santeria - Форма Вуду, которая включает элементы католицизма и происходит из Кубы. Другие Карибские острова развили свою собственную форму религий.

Seconde (Segond) - Средний барабан в Rada церемонии. Высота около 2 футов. На нем играет барабанщик, держащий его между коленами. По нему обычно бьют руками.

Servi Loa (Service, Servir) - Используется приверженцами Вуду, чтобы показать свою веру.

Serviteur (Sevite) - 1. Тот, кто становится одержимым Loa в течение церемонии. 2. Тот, кто служит Loa. Shango. Вуду из Тринидада. Si pwen. Средний уровень посвящения жрецов.

Siyale (Signaler) - Ритуальное движение, исполняемое houngan или mambo, чтобы определить присутствие Loa в четырех кардинальных пунктах.

Societe (Socyete) - Община приверженцев Вуду, поддерживающих святилище.

Socle - Основание poteau-mitan, где помещаются жертвоприношения.

T

Ti-bon-ange - Аспект души, ответственной за создание характера, силы воли и индивидуальности.

Traitement - Лечение травами, которое осуществляет houngan.

V

Verser - Ритуал, состоящий в окроплении земли каплями воды, кофе, ликера, и т.д.

Veve (Vever, Veve) - Церемониальные рисунки различных Loa, которых собираются вызвать. Они сделаны в муке или фуражном зерне, обычно рядом с poto mitan.

Vodouisant - Вудуист, приверженец Вуду.

W

Wanga - Колдовской амулет. Может быть населен духом и имеет специальное назначение. Такой амулет может быть использован на добро или на зло.

Y

Yoruba - Йоруба, область Нигерии, чья культурная история и традиционные веры сформировали основы Вуду.

Z

Z'etoile - Звезда судьбы человека, которая находится на небесах.

Zobops - Порядок колдунов-мужчин.

Zombi (Zombi Cadavre, Zombie) - Тело человека, отравленного bokor, затем вернувшееся к жизни через три дня и служащее хозяину как бессмысленный, но очень сильный раб.

Zombi Astral (астральный зомби) - Душа ti-bon-ange, которая после смерти была захвачена bokor и исполняет поручения последнего.
Поправки к Терминологическому Словарю:

Клерен - это сырой ром, для некоторых Лоа ещё и с травами или специями, например, для Геде добавляют 21 острый перец, но клерен также любит и Гран Бва, а не только Геде.

Лва мет тет - это не совсем защитник как таковой, это хозяин головы. У всех есть Мет Тет в голове и на Лави Тет он призывается и идентифицируется, но Мет Тет есть у всех и всегда.

Макая - это одна из наций духов в вуду, например, Лоа Симби Макая.

Ванга - это не только талисман, но и другие магические работы.

Пакеты (конго) - талисманы для специальных целей или связанные с определёнными Лва.

Ганган - это одно из названий жрецов, это имя используется во многих ритуальных песнях.